Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Свойства растений
В аюрведе травы рассматриваются с точки зрения их влияния на организм человека. Поэтому классификация растений по их свойствам в аюрведе более важна, чем общепринятая таксономическая классификация. Если данное растение имеет тот же эффект, что и упомянутое в тексте, оно найдет свое применение в надлежащих целях безотносительно к тому, к какому биологическому виду оно относится. Вайдья Нанал, один из моих преподавателей в Пуне, иногда совершает поездки в Германию. Во время одной такой поездки ему понадобилось приготовить состав, известный под названием «Триб-хувана кирта раса». Он разыскал большинство требуемых ингредиентов, но оказался в затруднении, когда дело дошло до растения ту-ласи (Ocimum sanctum). Конечно, он мог попросить кого-нибудь из друзей прислать ему растение из Индии, однако вайдья Нанал придерживался того принципа аюрведы, что для лечения больного нужно по мере возможностей обращаться к травам той местности, где живет больной. Поэтому он погрузился в книги и не выходил из библиотеки до тех пор, пока не обнаружил растущее в Германии растение, которое, похоже, обладало качествами туласи. Попробовав его на вкус, он нашел, что набор вкусов одинаков с туласи. Несколько дней он испытывал действие растения на себе и на добровольцах из своего окружения, после чего окончательно пришел к выводу, что оно является неплохой заменой туласи. Так лекарство «Трибхувана кирта раса» было готово. Даже в Индии порой случается так, что нужную траву никак не удается найти. Древние тексты, предвидя такой случай, нередко и сами приводят списки подходящих замен. Свойства трав в той же степени зависят от того, как они растут и как их собирают, в которой характер ребенка зависит от воспитания. Важное влияние оказывают почва и климат, время года и чистота окружающей среды. Согласно текстам, лекарственные растения нужно собирать в местах с редкими или умеренными осадками и хорошей почвой. Хорошей считается мягкая почва, легко проминающаяся под рукой. В ближайшей округе не должно быть никаких источников загрязнений, а само место должно находиться вдалеке от кладбищ и крематориев, от мест проведения обрядов, собраний, казней и жертвоприношений. В этом месте должны расти благодатные травы, земля не должна быть возделана, в ней не должно быть нор, термитников, муравейников, а поблизости должна течь вода. Также нужно принимать во внимание особенности местности: растения из Гималаев считаются мягкими и целебными, а растения с Виндхья (другого горного массива) – горячими и сильнодействующими. Собирать траву должны достойные, чистые, добродетельные люди (в тексте «мужи») в соответствующее время года после обязательного поста и богослужения. Растению нужно рассказать, для какой цели его берут. Собирающий должен извиниться перед растением за убийство. Во времена Вед священник, прежде чем срезать ветку растения для жертвенных нужд, пел: «О нож, не причиняй вреда! О Повелитель растения, защити свое чадо!» В идеале сборщик должен обладать достаточной интуицией, чтобы уловить настроение растения. Он должен с уважением отнестись к воле растения, если оно не хочет, чтобы его забрали. Отобранные для сбора растения должны крепко сидеть в земле, иметь нормальный запах, цвет, вкус и текстуру, не должны быть поврежденными насекомыми, огнем, засухой и другим чрезвычайным обстоятельствам, не должны испытывать недостатка в тени, воде и солнце. Если растение пострадало от насекомых, то очевидно, что его собственный иммунитет слаб, – как же оно тогда поможет укрепить иммунитет человека? Очень немногие современные йоги и врачи сами странствуют по свету и собирают своими руками нужные им травы. Большинство аюрведических фармацевтических компаний набирает отряды рабочих для собирания трав. Это специально обученные люди, которые знают, где и когда можно приступить к сбору того или иного растения. Лучшим временем для сбора растений считается осень. Ветви лучше собирать тогда, когда они налиты соками (в Индии весной и в период дождей). Корни же лучше выкапывать до того, как ветви нальются соком, то есть в жаркое время года или зимой, когда растение сбрасывает старые листья или только начинает давать побеги. Осень – лучшее время для сбора коры, клубней, луковиц и млечного сока, а для сбора сока или древесной сердцевины лучше подходит зима. У больших деревьев с кореньев берется только кора, а у растений с мягкими корнями корень берется целиком. То же самое относится к коре больших деревьев и к древесине деревьев поменьше. Собранные растения, говорит Чарака, «должны храниться в чистых контейнерах, защищающих от огня, воды, сырости, дыма, пыли, мышей и прочих четвероногих, в доме с одним окном. Дверь дома должна выходить на север или восток, в нем ежедневно должны выполняться жертвенные обряды с приношением цветов». Ниже приводится список некоторых наиболее примечательных лекарственных растений, которые либо уже стали доступны на Западе, либо станут доступными в ближайшее время. Первыми в списке стоят три наиболее важных лекарственных растения Индии – амалаки, харитаки и бибхитаки, которые вместе образуют состав, известный под названием трипхала («три плода»).
Амалаки (Emblica officinalis). Растение обладает пятью из шести вкусов (не хватает соленого); основной вкус – кислый, однако воздействие в процессе пищеварения холодное, а эффект после усвоения – сладкий, как и у двух его друзей. Амалаки успокаивает все доши, в особенности питту. Это хорошее средство для волос, а масло из него предотвращает седину и выпадение волос. Лекарственное варенье из амалаки излечивает респираторные расстройства и используется для омоложения. Чарака называет амалаки лучшим лекарством от старости. Один плод содержит столько же витамина С, сколько полтора-два десятка апельсинов, причем он мало теряется при обработке, так как находится в термостабильной форме. В медицине также используются цветы, кора, корень и семена растения. Харитаки (Terminalia chebula). Как и амалаки, харитаки имеет пять вкусов (нет соленого); основной вкус – вяжущий, воздействие в процессе пищеварения-горячее. Харитаки успокаивает три доши, но сильнее всего воздействует на вату, хотя может выводить ее из равновесия при длительном употреблении. Харитаки вычищает аму из тканей, омолаживает тело, особенно легкие и прямую кишку. Если нет возможности достать харитаки, в качестве замены берут амалаки.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Valera (15-Сен-2011)
|
Просмотров: 533
| Рейтинг: 1.0/1 |
|
|