Чтобы увидеть роль, которую играют растения в Аюрведе, необходимо понять всю базовую основу Аюрведы, которая является полностью лечебной наукой, включающей психический, психологический и физический аспект жизни. Древние пророки Индии представляли два основных принципа бытия: Пуруша, изначальный Дух, основа сознания, и Пракрити, или Природа, Творение. Соединение этих двух аспектов, Духа и Материи, дает жизнь всему сущему. Эти два начала являются одним целым, изначальным Сознанием и Его Творением, творящая сила _ это Шива-шакти. Пуруша _ сознание, индивидуальность, присутствует во всем сущем. То, что также во всем присутствует и способность творить _ Пракрити. Из двух этих великих сил проявляется космический разум, Махат, который содержит в себе семена всего творения. Неотъемлемой частью махата являются законы природы. Космический разум также присутствует в каждом живом существе. В этой форме он называется Буддхи, средство пробуждения способностей, заложенных в нас. Буддхи _ это наша способность воспринимать, отличать настоящее от призрачного. Но этот разум в его материальной форме превращается в эго, чувство своего превосходства, Ахамкара. Это чувство как раз и дает толчок нашему отторжению от единства жизни. В свою очередь это ведет за собой обусловленное мышление и обусловленное сознание, называемое Манас, которое в нашем чувстве самоотделенности создает защитное ментальное поле, которое и связывает нас. Наконец, это приводит к всеобщему отрицательному сознанию, что которое называется Читта, основа ограниченного умозрения. Через Читту мы подпадаем под влияние скрытых инстинктов, что низводит наше сознание до ранних стадий эволюции, до уровня животного и так далее. Цель Аюрведы _ восстановить связь с Высшим Разумом, благодаря чему мы можем вновь обрести единение с природой, и нашу подлинную сущность, Пурушу. Это суть Аюрведической психологии и духовная основа Аюрведы, которая Она требует от нас пробуждения сознания, что позволяет нам выйти за рамки эго. Факт существования эго в нас _ это уже отклонение от истинной природы. Здоровье является естественным для нас, Пракрити, а болезнь _ неестественна, Виркути. Следовательно, все болезни, кроме старости, имеют своей причиной нарушение психологического равновесия, исходящее из недостаточности нашего чувства заинтересованнос ти в себе, эгоцентричности.
ТРИ ГУНЫ ПРАКРИТИ состоит из трех основных качеств, трех изначальных атрибутов (называемых на санскрите гунами): Саттва символизирует ясный рассудок, правильное восприятие окружающего мира и гармония; Раджас, _ принцип энергии, активность, бурные эмоции; Тамас _ инертность, темнота, глупость, упрямство. Несмотря на то, что в природе всегда присутствуют все три эти качества, саттва является самой благоприятной для сознания. раджас и тамас загрязняют сознание и ослабляют его. Те, в ком преобладает саттва гуна, отдают должное таким понятиям, как правдивость, честь, смирение и Все три гуны присутствуют в природе и во всех ее проявлениях, поэтому очень важно использовать в пищу продукты, в которых прежде всего есть гуна благости. Аюрведа классифицирует травы согласно трем гунам. Растения, обладающие природой страсти или невежества также успешно используются в рецептах Аюрведы. Космическая эволюция ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ Из трех гун возникает пять элементов. Из саттвы, которая состоит из чистоты, происходят элементы эфира. Из раджо-гуны, энергии, происходит огонь. Из тамаса, инертности _ элементы земли. Между саттвой и тамасом существует невидимая, но подвижная субст анция _ воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, сочетающая в себе подвижность и статичность. Эти пять элементов являются различными состояниями вещества: твердое, жидкое, тепло, газ и эфир. Они показывают пять степеней плотности материи, все видимые и невидимые вещества во вселенной, что на психологическом уровне соответствует состояниям ума и качествам эмоций. Пять частей растения, указанные в Аюрведе, Панчандам, показывают, как структура растения соотносится с перечисленными пятью элементами. Корни соответствуют земле, как самая плотная и низшая часть, связанная с землей. Стебель и ветки соответствуют воде , так как они транспортируют жидкую субстанцию растения. Цветы соответствуют огню, источнику света и тепла. Листья ой субстанции, воздуху, соответствуют листья; воздух приводитевидимой субстанции растения. Семена включают в себя все пять элементов, то есть все растение в целом.
ТРИ ДОШИ В Аюрведе одним из ключевых моментов при практическом лечении являются три доши, или три основных типа человеческой конституции. Они называются Вата Питта и Капха Вата - это тип конституции, состоящий из элементов эфира и воздуха, Питта состоит из элементов огня и воды, а Капха - из элементов земли и огня. Такое деление оказывает значительный эффект; по трем дошам определяется индивидуальная природа организма, в соответствии с которой назначается определенный способ лечения. Дошу можно определить по соответствующим ей признакам: вата _ это тип сухой, холодный, яркий, подвижный, утонченный, изменчивый, резкий и ясный. Это самый сильный тип из всех дош, который сам по себе является жизненной силой, он устойчивее всех сопрот ивляется болезням. Он управляет всем движением. Питта _ это тип горячий, яркий, изменчивый, нежный, резкий, зловонный, мягкий и ясный. Он управляет теплом в теле, температурой и всеми химическими реакциями. Капха _ холодный, влажный, тяжелый, медленный, тупой, спокойный, плотный, мрачный, статичный. Он составляет основу, вес, согласованность функций в теле. Вата поддерживает энергию, силу воли, процесс дыхания, движение, освобождение энергии, соединение тканей, чувствительность нервов. Вата подвержены таким недомоганиям, как озноб, вздутие живота, запор, обезвоженность организма, слабость, потемнение глазах, бессонница, притупленная чувствительность, запинание в речи и усталость. Питта регулирует функции пищеварения, процесс мышления, поддерживает тепло в организме. Признаки и качества, характеризующие Питта:- подвижность, сообразительность, живость восприятия, чрезмерный аппетит, хорошее пищеварение, блеск кожи, сообразител ьность, смелость, Вата при нарушенных функциях своей доши испытывают голод, жажду, страдают больным изображение, бессонницей; моча имеет желтый цвет, так же как глаза и кожа. Признаки Капха - устойчивость, стабильность, умиротворенность, миролюбивость, способность прощать. Капха поддерживает жидкость в теле. Признаки нарушенной Капха - бледность, потеря аппетита, кашель, ухудшение пищеварения, скопление слизи, истощение, слабость в конечностях, затруднение дыхания и чрезмерная сонливость.
|